Home » DAT АНАЛИЗ » ПАРАДОКСЫ коммунальных ПОБОРОВ-2

ПАРАДОКСЫ коммунальных ПОБОРОВ-2

«Общественная позиция»

(проект «DAT» №33 (397) от 14 сентября 2017 г.

 

Не только социум

 


 

(Продолжение. Начало в номере от 7 сентября с.г.)

 

Общедомовые приборы учёта тепла (ОПУ) позволяют монополистам-тепловикам учитывать расходы тепла и его потери при доставке потребителю. Поэтому ОПУ исключительно прерогатива монополистов-тепловиков. Кампанию по внедрению ОПУ в жизнь начали где-то в 2006 году. И монополистам-тепловикам предписывали оснастить дома приборами учёта тепла с 100%-ным охватом до первого августа 2009 года. Однако уже завершился 2015 год, а оснащение по республике остановилось где-то на 20%–30%, по Алматы на 50%–60% от уровня охвата. Чтобы как-то ускорить процесс внедрения ОПУ в жизнь, госорганы, идя на встречу монополистам-тепловикам, стали издавать различные постановления. Вот одно из них, ему уже около трёх лет:

Согласно закону РК №541 от 13 января 2012 года об энергосбережении и повышения энергоэффективности (статья 8), общедомовые приборы учёта тепла должны фиксировать поступления в дом тепловой энергии. Только установка общедомового прибора учёта тепла позволяет определить, где происходит утечка тепла (на домовых сетях или сетях от теплоснабжающих организаций до дома) и кто понесёт убытки за потерю ресурсов – управляющая или теплоснабжающая организация.

Как видите, две организации заинтересованы в установке ОПУ, но нигде не сказано, чтобы жители приобретали себе в убыток приборы, чтобы сохранять и преумножать прибыль монополистам-тепловикам. Итак, для чего нужны приборы ОПУ мы знаем, и кто больше всего заинтересован в их установке, тоже известно. Сроки внедрения ОПУ в жизнь давно прошли, а вопрос со стопроцентным охватом повис в воздухе. Почему? Да потому, что монополист – он и в Африке монополист, и главное для него при наименьших затратах приумножать свою прибыль. А тут затраты и не маленькие:

1. Стоимость ОПУ с установкой в подвале дома составляет 500000–600000 тенге.

2. Ежемесячное обслуживание ОПУ 8000–10000 тенге.

3. Поверка ОПУ, предусмотренная заводом-изготовителем один раз в четыре года, 90000–100000 тенге.

4. Полное замена ОПУ как выработавший ресурс через каждые 12 лет эксплуатации (а где гарантия, что прибор будет работать 12 лет?).

Этот цикл работы и процесс оплаты ляжет тяжёлым бременем на плечи жителей домов. Приобретая приборы ОПУ не по доброй воли, жители домов попадают в очередную финансовую кабалу (здесь надо предвидеть и учитывать, что сейчас у нас на всех фронтах идет повышение стоимости предмета, обслуга и сервис). И эта кабала будет преследовать жителей домов из поколения в поколение, помогая сохранять прибыль монополистам-тепловикам. Им, монополистам, это надо, но они не хотят приобретать их. Нам, жителям, это не надо, но нас насильно, нарушая законы, заставляют их приобретать. Парадокс!

Основным аргументом по внедрению ОПУ в жизнь монополисты считают, раз приборы находятся на чужой территории (в подвалах домов), то их надо охранять, вот пусть жители их охраняют и оплачивают. Веский аргумент, который кроме смеха больше ничего другого не вызывает. Должен сказать, что и защитники потребителей не дремлют. Выступая в СМИ, они аргументированно обосновывают свои взгляды на возникшую проблему с ОПУ и его установкой.

В целом все жители единодушны – общедомовые приборы учёта тепла должны принадлежать только монополистам-тепловикам. Ведь это они должны и обязаны следить за исправной подачей тепла. Здесь действуют рыночные отношения: теплодатель-тепло-потребитель. И последнего не должны волновать проблемы монополистов.

 

А вот мнение председателей КСК, в которых установлены ОПУ: мнение у всех негативное – качество приборов низкое, они постоянно ломаются, а с запчастями проблема. Целевые уходят на содержание счётчиков и на их поверку. А это увеличивает оплату за жильё. Чтобы как-то разобраться в хитросплетениях бумажной документации, я обратился в департамент Министерства национальной экономии РК г. Алматы. Ответ был таков: согласно подпункту 4) статьи 11 Закона РК о естественных монополиях и регулируемых рынках (далее закон), потребитель услуг (товаров, работ) субъекта естественной монополии обязан иметь приборы учёта регулируемых коммунальных услуг (товаров, работ). Так, как только наличие таких приборов даёт потребителям возможность оплачивать за фактически оказанную услугу с субъектов естественных монополий.

Что касается нас, жителей – потребителей услуг, то мы как законопослушные граждане оснащены необходимыми приборами: электросчётчиками, счётчиками холодной и горячей воды, по показаниям которых мы и оплачиваем услуги монополистов. Мы не против установки ОПУ в наших домах, поскольку будем точно знать количество подаваемого тепла и его стоимость, однако ОПУ должны быть установлены за счёт самих монополистов-тепловиков (ведь у них потери) и дальнейшее обслуживание ОПУ должны производить сами монополисты. А средства они найдут, например, установки ОПУ предлагается осуществлять:

За счёт субъекта естественных монополий (СЕМ), а в малых городах за счёт бюджетных средств.

За счёт средств, полученных от перерасчёта в зависимости от фактической температуры наружного воздуха.

За счёт действующего законодательства, которое обязывает монополистов выполнять все свои инвестиционные обязательства по капитализации своих активов.

За счёт собственных средств – это амортизация и прибыль. Как видите, у монополистов-тепловиков есть обязанности, которые они стараются избегать. Зато у нас есть права, которые закреплены законом РК. Решение об установке приборов ОПУ принимается жителями домов добровольно на общем собрании, при одобрении составляются договора, которые и являются официальным документом.

Статья 380 п.1. Свобода договора.

Граждане и юридические лица свободные в заключении договора. Понуждения к заключению договора не допускаются (гражданский кодекс РК).

Статья 7 п.1. Права потребителей.

Потребитель имеет право на свободное заключение договоров на приобретение товаров (выполнение работ и оказание услуг).

Статья 8 п.2.

Не допускается принуждение потребителя на заключение договоров на приобретение товаров (выполнение работ и оказание услуг).

Статья 12.

Потребитель имеет право на свободный выбор товара (работы, услуги).

(Продолжение следует)

Равиль ЧИКАЕВ,

г.Алматы

 

 

 

About Zika1961