Home » ДАТ » ЕЛБАСЫ перепутал ФИШКУ

ЕЛБАСЫ перепутал ФИШКУ

«Общественная позиция»

(проект «DAT» №45 (409) от 7 декабря 2017 г.

Постфактум

 


Я не раз писал на тему празднования 1 декабря – Дня первого президента. Учитывая, что у меня есть традиционный читатель, не хотел бы повторяться. Но каждый год привносит в эту, ставшую «вторым днем рождения елбасы», дату свои коррективы и изюминки. И потому не могу не высказаться по событиям недельной давности.

 

Подводя итоги празднования, можно сказать, что и в этот раз подчиненные елбасы не отличались особым креативом. Был все тот же стандартный набор набивших оскомину славословий в адрес Нуреке. Такое ощущение, что все эти хвалебные оды в адрес действующего президента идут не от самых глубин души (когда человек уверен в своих словах и искренен в их выражении – оно сразу видно невооруженным глазом!), а от вынужденности и желания добиться неких преференций от своих верноподданических инициатив!

Не один, а несколько дней подряд практически все телеканалы были заполнены «творениями разных жанров» на тему елбасы. Там было все, но не было трех вещей. Не было той самой искренности, которая давно канула в Лету из пространства наших госСМИ.

Не было цивилизованности, которая в наш информационный век является мерилом любого действа такого рода. И за рубежом хвалят действующих лидеров, ничего зазорного в этом нет. Но у них, «на загнивающем проклятом Западе» все это происходит в демократических, этических рамках и потому не вызывает отторжения со стороны плюралистического и зачастую критически настроенного в отношении своих правителей общества.

И, наконец, там не было корректности в адрес давно подзабытого нашими чиновниками явления, как народ. Ибо если и есть определенные успехи в годы правления елбасы (нельзя же отрицать отдельные успехи и посыпать голову пеплом!), то они заслуга не одной, пусть и выдающейся личности: есть народ, который все эти годы был главным действующим лицом, есть и были соратники елбасы, о которых тоже можно было бы вспомнить в эти дни (хотя бы о мертвых)!

 

Никто не отрицает заслуг елбасы. Но в течение нескольких дней по всем телеканалам крутить одни и те же фильмы о нем любимом и транслировать отвратительные образцы казахстанского льстивого агитпропа – это, извините меня, самый настоящий политический анахронизм! Представляю ухмылки на лицах послов ведущих стран в Казахстане, которые вместе с нами включали телевизоры и смотрели эти программы: худшей внешнеполитической рекламы для елбасы и не надо!

И, конечно, гвоздем программы этого года стало решение о переименовании улицы Фурманова в проспект Назарбаева (в сети было очень много нелестных отзывов по этому поводу, включая и саркастические, поэтому не буду подробно на них останавливаться). Добавлю лишь следующее.

Думаю, есть один, самый важный аспект такого рода факта. И он заключается в следующем: «Кто на самом деле инициировал такое решение и, что не менее важно, кому это выгодно?». Честно говоря, не хочется верить в то, что это личная инициатива елбасы: внутри страны и на постсоветском пространстве он добился всего и переименование одной из улиц в свою честь (тем более, в свободолюбивом и мятежном городе!) для него, думаю, не столь важно – у него других званий и забот хватает.

Наоборот (раз уж большевик и красный комиссар Фурманов должен был уйти с центральной, так называемой «правительственной трассы» бывшей столицы), ему нужно было самому выступить с инициативой об ее переименовании. И самолично присвоить имя Алашорды или одного из ее лидеров, например, Алихана Букейханова (такие предложения звучали от общественности). Уверен, такой шаг общество встретило бы с одобрением!

Думаю, что где-то в глубине души елбасы хотел бы достойно остаться в истории и после своего естественного ухода. Даже при приходе к власти (сразу или позже) его недругов, которые припомнят ему все его ошибки. Тем более, что культ личности, который воцарился в стране, никак не поддерживается растущей, чрезвычайно образованной, ориентированной на западные демократические ценности казахстанской молодежью: а ведь именно они будут определять в будущем: кому из ушедших политиков ставить памятники, а кому нет.

Поэтому хочется верить, что такие неуклюжие пассажи по переименованиям и присвоениям имени здравствующего елбасы (не красящие любого демократически настроенного лидера!), – это инициатива нижестоящей челяди. За такими потугами стоят политические подхалимы, которые хотели бы попутно защитить и свои, меркантильные (клановые, финансовые, узкополитические) интересы. Учитывая реалий нашего времени, их можно понять: у них земля дрожит под ногами и нас ждет целый «девятый вал» взаимного компромата, который вообще может смыть это чиновничье поколение не только с шорт-листа претендентов.

 

Но если это хотение самого елбасы, то нам, всем казахстанцам, надо крепко задуматься о своем будущем – просто становится страшно за страну (да и за самого елбасы тоже!). К тому же, как показывает смена одного авторитарного лидера на другого – за одним культом может прийти второй… Аллах с ним, с одной из улиц теперь уже не столицы: что со страной будем делать-то?!

Есть также и совсем неожиданный, имиджевый, логически-организационный (в отношении самих чиновников!) поворот этого явления, о котором мы и не задумываемся! Ведь восхваляя елбасы и говоря о мнимых успехах в самых различных сферах жизни общества, наши министры и акимы косвенно защищают… себя! Ибо, если в стране все так хорошо, логически следует, что и наши бастыки работают хорошо и нет причин их увольнять (ну разве что по причине межклановых разборок). Но только не по причине «неудовлетворительной работы»! Вот такая хитрая самозащита от наших чиновников – одним выстрелом сразу трех зайцев убивают!

Так и хочется им зачитать слова незабвенного Пушкина: «Льстецы, льстецы! Старайтесь сохранить и в подлости осанку благородства!».

Важен также вопрос: «На каком фоне происходят все эти безудержные восхваления, достойные пера лучших льстецов всех времен и народов?!». Экономика катится вниз. То и дело простые люди выходят на акции протеста против коррупции и нарушения своих трудовых прав. И понятно, что в такой ситуации любой перегиб в вопросе хвалы елбасы вызывает естественное отторжение.

Психологический, если хотите, идеологический аспект такого рода праздничных (и не только!) восхвалений заключается в том, что каждый год (да что там год – каждый день!) внедряя в сознание казахстанцев идеологему об исключительности и незаменимости елбасы, мы создаем огромную (и весьма эффективную!) преграду на пути становления новых политических лидеров! Это касается не только нас, политической оппозиции (ряды которой вычищены по максимуму), но и всего провластного сектора!

 

Еще одним подарком для елбасы стал форум «100 новых лиц Казахстана», где, как положено, звучали ставшие уже привычными дифирамбы в адрес президента. С одной стороны, конечно, такие проекты, где пропагандируются лучшие (тем более, как заявлено, новые) люди страны, нужны. Но есть другая, присущая нашей системе, сторона – она из любого благого начинания создаст нечто свое, однозначно «нуротановское», не будет учитывать мнение широкой общественности, и в такую «сотку избранных» не войдут достойные граждане, которые не угодны конъюнктурно соображающей (даже не мыслящей) власти! Да и лучше было бы для начала через честные выборы ввести в состав власти (министрами, акимами, депутатами) 100 новых лиц, которые были бы поддержаны народом. Эффекта и пользы было бы больше!

Выступил и сам Нуреке. Приведу лишь несколько его фраз. Ибо в этот раз они были чрезвычайно показательны и примечательны. И служат наглядным фоном для определения сути и содержания сложившейся в стране интересной ситуации.

«Я хочу рассказать то, что меня в моей жизни просто поражает. Вот корейцы – самый трудолюбивый народ на Земле. С 8-7 часов утра все корейцы на работе. Вечером этих корейцев найдешь на службе в офисе. Корейский мальчик, 5 лет, ранец на плечо – и всю жизнь он работает. Там не найдешь праздно шатающихся детей на улице, которые гуляют. Там нет преступности, люди все работают», – признался глава казахского государства.

А разве в ауле казахи, которые каждый день выводят на выпас скот, не встают спозаранку?! Да если бы каждому казахстанцу дали бы работу, он бы зубами и ногами держался за нее и пахал бы от зари до зари, да так, что кореец вместе с японцем не могли бы за ним угнаться! Насколько корректно упоминать 5-летнего ребенка? В конце концов, есть запрет на использование детского труда, да и государство обязано дать ему возможность иметь обеспеченное детским садом и школой детство! Правда, елбасы не уточнил, какую Корею он имел в виду: Южную или Северную.

Так же, в превосходных тонах елбасы привел примеры из жизни японцев, евреев. Слов нет, никто не отменял традиций брать лучшее из опыта других стран. Но было бы патриотичнее (ведь в зале сидела молодежь), если бы елбасы не стал столь преклоняться перед иностранным, а привел бы положительные примеры из истории казахского народа!

 

Справедливости ради скажу, что елбасы сказал и о казахах: «Казахам присуще гостеприимство, доброта, помощь друг другу».

Дальше елбасы коснулся тем, которые имеют ярко выраженный характер сложных (и не только в Казахстане) межсоциальных отношений: «И вы знаете, это не я сказал, давно сказали, богатого человека не любит основная масса. Нет, чтобы сказать: я тоже таким богатым буду, догоню его». Не любят богатых: «Ездит на такой машине, смотри, какие хоромы построил». Не любят».

Да, в цивилизованном мире, где есть законы и конкуренция, быть состоятельным – достойно всяческого уважения! Но наши люди же видят, кто у нас самые богатые! Это, в первую очередь, сами чиновники, таможенники, судьи, прокуроры и прочий статусный люд в погонах! Если это бизнесмен, то обязательно тот, кто связан или с бюджетными потоками, или распродажей природных ресурсов!

Откуда у рядового гражданина, который живет на одну нищенскую зарплату и каждый день видит, как жирует этот присосавшийся к народному богатству и власти класс, может появиться к ним благожелательное отношение? Да и сам елбасы, по идее, должен был бы стоять на стороне не богатых, а этих самых бедных!

Дальше пошло углубление темы, которая привела к однозначным общественным (более того – политическим) аналогиям, отнюдь не в пользу самой власти: «Талантливых преследуют, потому что талантом выделился. Он необычный среди других. Обычные говорят: мы почему не такие? Его преследуют. А гениев убивают просто. Коперника сожгли, Леонардо да Винчи преследовали. Поэтому пробиться людям талантливым и гениальным очень трудно».

Не буду повторяться и поднимать тяжелую тему политических убийств (она сама напрашивается при этих словах). Лишь добавлю: люди, в том числе и молодежь, которая в тот день сидела в зале форума, не понаслышке знает, как у нас делается карьера или прибыльный бизнес – талантливые, но без блата молодые люди там и рядом не стоят!

И последнее. «Нам тоже надо найти свою «фишку» такую. Нашей «фишкой», я считаю, должна быть устремленность к знаниям, науке» – сказал елбасы.

Думаю, что у нас ныне есть своя «фишка», по которой нас уже давно узнают в мире. Это несменяемая и неподконтрольная собственному народу власть со всеми вытекающими отсюда отвратительными признаками – коррупция, тотальная несправедливость, ложь, двуличие, лизоблюдство и лесть.

Может быть, для начала поменяем эту «фишку»?

Амиржан КОСАНОВ,

специально для «D»

About Zika1961