ЭКВИЛИБРИСТЫ от «Қазақстан темір жолы»

«Обще­ствен­ная пози­ция»

(про­ект «DAT» №16 (380) от 27 апре­ля 2017 г.

 

Воз­вра­ща­ясь к напе­ча­тан­но­му


 

 

Изре­че­ние свя­то­го апо­сто­ла Пав­ла о том, что пути гос­под­ни неис­по­ве­ди­мы, как нель­зя кста­ти отра­жа­ет суть про­ис­хо­дя­щих про­цес­сов. В нашем слу­чае – на путях желез­но­до­рож­ных. А в Казах­стане, как извест­но, ими рулит Наци­о­наль­ная ком­па­ния «Қаза­қстан темір жолы».

 

Собы­тия, о кото­рых мы хотим рас­ска­зать, име­ют мно­го­лет­нюю исто­рию, но кон­ца и края им не видать. Свя­за­ны они с хище­ни­ем неф­ти, про­да­жей и арен­дой земель­ных участ­ков, по кото­рым про­хо­дят маги­страль­ные сети, а так­же хож­де­ни­ях по мукам чело­ве­ка, рас­крыв­ше­го хит­ро­спле­те­ния на желез­ной доро­ге.

Вне­штат­ный сотруд­ник совет­ско­го КГБ, затем казах­стан­ско­го КНБ, вете­ран-желез­но­до­рож­ник Алдаб­ер­ген Айма­гам­бе­тов (фото) на себе ощу­тил, как доро­го в нашей стране обхо­дит­ся поиск прав­ды.

Для нача­ла совер­шим неболь­шой экс­курс в исто­рию.

Алдаб­ер­ген Айма­гам­бе­тов, явля­ясь вне­штат­ным сотруд­ни­ком спец­служб, мно­гие годы про­ра­бо­тал на желез­ной доро­ге. В кон­це про­шло­го года он обна­ро­до­вал фак­ты о махи­на­ци­ях с рос­сий­ской нефтью на стан­ции Кан­дыа­гаш близ Акто­бе, вслед­ствие кото­рых госу­дар­ствен­ная каз­на недо­счи­та­лась мил­ли­ар­ды тен­ге.

Суть махи­на­ций заклю­ча­лась в том, что ваго­ны с рос­сий­ской нефтью при­бы­ва­ли на стан­цию Кан­дыа­гаш, кото­рые, соглас­но доку­мен­там, долж­ны были быть пере­ра­бо­та­ны на Кан­дыа­гаш­ском НПЗ. Одна­ко вме­сто это­го меня­лась толь­ко мар­ки­ров­ка содер­жи­мо­го гру­за. То есть нефть с индек­сом «20100» пре­вра­ща­лась в ком­по­зит под индек­сом «22506», что поз­во­ля­ло сни­зить раз­мер нало­го­вых и тамо­жен­ных сбо­ров, а отсю­да и уте­ка­ю­щие день­ги мимо каз­ны. Затем яко­бы «ком­по­зит» ухо­дил в даль­нее зару­бе­жье.

По резуль­та­там уго­лов­но­го дела, свя­зан­но­го с ука­зан­ны­ми неф­тя­ны­ми фоку­са­ми на желез­ке (по-дру­го­му их назвать никак нель­зя), винов­ные понес­ли нака­за­ние. Одна­ко оста­лись вопро­сы по уста­нов­лен­ным след­стви­ем сум­мам нане­сён­но­го ущер­ба.

Так­же оста­ет­ся откры­тым вопрос, свя­зан­ный с про­да­жей (арен­дой) земель­ных участ­ков, по кото­рым про­хо­дят маги­страль­ные сети. Но обо всем по поряд­ку.

В 2006 году аки­мат Хром­та­уско­го рай­о­на про­да­ет (сда­ет) в дол­го­сроч­ную арен­ду две тер­ри­то­рии на стан­ции Дон. Одну на стан­ци­он­ном пути №7, вто­рую – на пути №30. За ука­зан­ной сдел­кой сто­я­ли руко­во­ди­те­ли Актю­бин­ско­го отде­ле­ния желез­ной доро­ги Жарас Изгу­лов и его заме­сти­тель Вла­ди­мир Пет­ров. Поче­му они? Пото­му что учре­ди­те­ля­ми ТОО «Темир Жол Бро­кер Сер­вис», в чье поль­зо­ва­ние пере­шли участ­ки, явля­лись ново­ис­пе­чён­ные биз­нес-вумен­ши Жанат Изгу­ло­ва и Окса­на Пет­ро­ва, то есть их супру­ги. Сто­ит отме­тить, что ТОО было созда­но акку­рат за два меся­ца до самой сдел­ки.

Закон­ность сдел­ки меж­ду аки­ма­том и ТОО «Темир Жол Бро­кер Сер­вис» так­же вызы­ва­ет боль­шие сомне­ния, посколь­ку стан­ци­он­ные пути слу­жат частью маги­страль­ных желез­но­до­рож­ных путей, кото­рые, соглас­но ста­тье 5 Зако­на «О желез­но­до­рож­ном транс­пор­те», не под­ле­жат при­ва­ти­за­ции. Более того, соглас­но ста­тье 26 Земель­но­го кодек­са, участ­ки, заня­тые маги­страль­ны­ми сетя­ми, не могут нахо­дить­ся в част­ной соб­ствен­но­сти.

Как нам рас­ска­зал сам Алдаб­ер­ген Айма­гам­бе­тов, склад для хра­не­ния гру­зов и земель­ный уча­сток в 0,080 га близ стан­ци­он­но­го пути №7 исполь­зо­ва­лись для выгруз­ки и погруз­ки ваго­нов. Если рань­ше кли­ен­ты мог­ли бес­плат­но поль­зо­вать­ся эти­ми пло­ща­дя­ми, то после сдел­ки с каж­до­го заехав­ше­го на тер­ри­то­рию авто­мо­би­ля нача­ли взи­мать день­ги, кото­рые попол­ня­ют част­ные кар­ма­ны – вме­сто госказ­ны.

Схо­жая кар­ти­на сло­жи­лась и на вто­ром участ­ке. За каж­дый въезд ваго­на на тер­ри­то­рию стан­ци­он­но­го пути № 30 ТОО полу­ча­ло день­ги. Месяч­ная сум­ма сбо­ров состав­ля­ла 1 мил­ли­он 100 тысяч тен­ге. При­чем ука­зан­ная сум­ма была уста­нов­ле­на финан­со­вой поли­ци­ей в ходе рас­смот­ре­ния уго­лов­но­го дела, воз­буж­ден­но­го в 2012 году на Жара­са Изгу­ло­ва. Но вско­ре дело пре­кра­ти­ли.

Оба участ­ка нахо­ди­лись в соб­ствен­но­сти ТОО «Темир Жол Бро­кер Сер­вис» до 10 октяб­ря 2007 года. Потом их пере­про­да­ли ТОО «Олжа-2007». Пер­вый путь за 50 тысяч тен­ге, вто­рой – за 1 мил­ли­он 350 тысяч. Руко­во­ди­те­лем ТОО «Олжа-2007» зна­чил­ся Вик­тор Мен­ды­ба­ев, свя­зан­ный с Жара­сом Изгу­ло­вым. Ранее Мен­ды­ба­ев зани­мал долж­ность заме­сти­те­ля началь­ни­ка тех­ни­че­ско­го отде­ла отде­ле­ния доро­ги.

Отме­тим, что нын­че тан­дем Изгу­лов-Пет­ров зани­ма­ет руко­во­дя­щие долж­но­сти в аппа­ра­те управ­ле­ния голов­но­го офи­са КТЖ.

 

В поис­ках прав­ды Алдаб­ер­ген Айма­гам­бе­тов обра­тил­ся в госу­дар­ствен­ные орга­ны, в том чис­ле в Гене­раль­ную про­ку­ра­ту­ру РК.

О том, как Айма­гам­бе­тов попал в опа­лу и был уво­лен, мы писа­ли в одном из преды­ду­щих номе­ров нашей газе­ты.

«11 апре­ля 2017 года я побы­вал на лич­ном при­е­ме у глав­но­го транс­порт­но­го про­ку­ро­ра РК Мара­та Али­ха­но­ва. Мы так­же гово­ри­ли отно­си­тель­но мое­го вос­ста­нов­ле­ния на преж­ней рабо­те. Здесь хочу ска­зать, что моя преды­ду­щая долж­ность сокра­ще­на из штат­но­го рас­пи­са­ния. То есть моей преж­ней долж­но­сти уже не суще­ству­ет. За это вре­мя я успел полу­чить два инфарк­та.

Вто­рой вопрос касал­ся про­дан­ных земель­ных участ­ков. Я объ­яс­нил, что суть все­го раз­би­ра­тель­ства в том, что идет игра с под­ме­на­ми поня­тий. В доку­мен­тах не ука­зы­ва­ет­ся, что там стан­ци­он­ные маги­страль­ные пути, а зна­чит­ся «желез­но­до­рож­ный подъ­езд­ной путь», кото­рый преду­смат­ри­ва­ет част­ную соб­ствен­ность. Более того, там ведь не про­сто голый уча­сток зем­ли, там пло­щад­ка, пред­на­зна­чен­ная для въез­да гру­зо­вых машин и после­ду­ю­щей отгрузки/загрузки гру­за.

Тре­тий вопрос был отно­си­тель­но хище­ния неф­ти путем махи­на­ций с изме­не­ни­я­ми индек­сов гру­за. Я предо­ста­вил про­ку­ро­ру доку­мен­ты, дока­зы­ва­ю­щие, как это все про­ис­хо­ди­ло. После это­го про­ку­рор Али­ха­нов встал со сво­е­го места и ска­зал: «Теперь я нико­му не верю». После чего он дал рас­по­ря­же­ние сво­им под­чи­нен­ным немед­лен­но выехать в Кан­дыа­гаш и уви­деть все сво­и­ми гла­за­ми, доба­вив: «Выво­ды будем делать после вашей про­вер­ки».

При­е­хав­шая комис­сия воочию уви­де­ла всю кар­ти­ну и сде­ла­ла фото­съем­ку объ­ек­тов. Одна­ко резуль­та­ты про­вер­ки мне не извест­ны, оста­ет­ся толь­ко ждать», – рас­ска­зал Алдаб­ер­ген Айма­гам­бе­тов.

Димаш АЗАМАТОВ,

«

От редак­ции: В рас­по­ря­же­нии «D» име­ют­ся очень даже инте­рес­ные доку­мен­ты, cвя­зан­ные с хище­ни­ем неф­ти на КТЖ. Так что про­дол­же­ние сле­ду­ет.

 

 

Кста­ти

 

В декаб­ре про­шло­го года тот же НПЗ в г.Кандыагаш в оче­ред­ной раз засве­тил­ся по эпи­зо­дам хище­ния неф­ти в мас­шта­бах ОПГ.

 

На неф­те­пе­ре­ра­ба­ты­ва­ю­щем заво­де ТОО «Вер­нал Ойл Казах­стан» в Кан­дыа­га­ше, по сло­вам оче­вид­цев, сило­ви­ки так­же орга­ни­зо­ва­ли мас­штаб­ную опе­ра­цию по захва­ту подо­зре­ва­е­мых в хище­нии неф­ти.

Инфор­ма­цию о про­ве­ден­ной спе­цо­пе­ра­ции под­твер­ди­ли и на пред­при­я­тии. Сотруд­ни­ца заво­да рас­ска­за­ла, что было задер­жа­но чет­ве­ро чело­век. «Спе­цо­пе­ра­ция про­во­ди­лась вче­ра целый день. Не знаю точ­но, кого задер­жа­ли, но их было чет­ве­ро», – ска­за­ли в при­ем­ной ТОО «Вер­нал Ойл Казах­стан».

НПЗ был создан в 2003 году. Завод постро­и­ли на день­ги укра­ин­ско­го инве­сто­ра «Вер­нал» и англий­ской ком­па­нии «Vernal». Они вло­жи­ли в реа­ли­за­цию про­ек­та 13 млн дол­ла­ров. Мощ­ность пред­при­я­тия – 40 тысяч тонн бен­зи­на и дизтоп­ли­ва в год.

По инфор­ма­ции газе­ты «Диа­па­зон» от 30 декаб­ря 2008 года, в ТОО «Вер­нал Ойл Казах­стан» про­во­ди­ли неф­тя­ные афе­ры в меж­ду­на­род­ных мас­шта­бах. Нефть из Казах­ста­на кон­тра­бан­дой пере­во­зи­ли в Иран и Лат­вию. Ущерб госу­дар­ству пре­вы­сил в 2008 году 558 мил­ли­о­нов тен­ге.

Сооб­ща­лось, что руко­вод­ство ком­па­нии заклю­чи­ло дого­во­ры куп­ли-про­да­жи сырой неф­ти с ЗАО «Пре­об­ра­женск­нефть» и ЗАО «САНЕКО». Сум­ма кон­трак­тов варьи­ро­ва­лась от 1,6 мил­ли­ар­да дол­ла­ров.

«На стан­ции Кан­дыа­гаш на ваго­нах пере­би­ва­ли рос­сий­ские плом­бы на казах­стан­ские и отправ­ля­ли в Лат­вию для фир­мы «Лие­пая Пас­са­жи­еру» и в Иран для кор­по­ра­ции «ALENU S.A.». Что­бы избе­жать про­блем на таможне, сырую нефть оформ­ля­ли как некий «ком­по­зит»», – писа­ли в 2008 году жур­на­ли­сты.

После того как афе­ра вскры­лась, экс-пред­се­да­тель прав­ле­ния, кото­рый так­же являл­ся дирек­то­ром ТОО «КНПЗ-Трейд», подал­ся в бега. Спу­стя восемь лет ТОО «Вер­нал Ойл Казах­стан» ока­за­лось заме­шан­ным в деле о рас­хи­ще­нии неф­ти.

Ста­ли извест­ны так­же подроб­но­сти спе­цо­пе­ра­ции в Алма­ты, где нака­нуне задер­жа­ли кри­ми­наль­но­го авто­ри­те­та, лиде­ра ОПГ «Четы­ре бра­та» Ерки­на Изба­са­ра. Как сооб­ща­ют оче­вид­цы, спе­цо­пе­ра­ция нача­лась в рай­оне Реми­зов­ки, после пере­шла в рай­он «Ата­кен­та». Еркин Изба­сар, по вер­сии пра­во­охра­ни­тель­ных орга­нов, кры­ше­вал тор­го­вав­ших кон­тра­банд­ной нефтью. Его задер­жа­ли 7 декаб­ря в Алма­ты.

Информ­бю­ро

еще по теме

ТРАЙБАЛИЗМ: ли мы ИЗ АРХАИКИ?

«Обще­ствен­ная пози­ция» (про­ект «DAT» №18 (430) от 10 мая 2018 г.   На острие про­бле­мы …

НАЗВАНЫ 50 БОГАТЕЙШИХ БИЗНЕСМЕНОВ КАЗАХСТАНА

«Обще­ствен­ная пози­ция» (про­ект «DAT» №18 (430) от 10 мая 2018 г.   Эхо неде­ли   …

Добавить комментарий