Home » Гвоздь номера » БАЙБЕК – ПОТРОШИТЕЛЬ ГАЗЕТНЫХ КИОСКОВ

БАЙБЕК – ПОТРОШИТЕЛЬ ГАЗЕТНЫХ КИОСКОВ

«Общественная позиция»

(проект «DAT» №28 (392) от 11 августа 2017 г.

Тревога!


На прошлой неделе в Алматы по указанию акима Бауыржана Байбека закрыто 9 газетных киосков, причем в самых «проходимых» местах. По информации, дошедшей до редакции «DAT», до конца августа планируется снести еще 11. Всего в текущем году по указанию градоначальника было ликвидировано около 70 точек реализации печатной продукции.

При этом главенствующим аргументом стало брезгливое отношение Байбека к так называемым киоскам. Они-де портят облик города и не соответствуют стандарту. Каким стандартам – не понятно. Но, что примечательно, по соседству со снесенными газетными киосками благополучно функционируют всякие там донерные, цветочные, овощные и прочие торговые лавки (см.фото).

БАЙБЕК ПОТРАШИТЕЛЬ (2)

 

О вкусах, конечно, не спорят, но любой горожанин подтвердит, что внешний облик газетных киосков был гораздо привлекательнее, нежели антураж беспорядочных точек уличной торговли всякой снедью, которые заполонили Алматы.

Что еще важно. За каждым снесенным газетным киоском – десятки оставшихся без источника заработка граждане. А если присовокупить к ним членов их семей, – то это уже сотни. Плюс целые организации, которые занимаются оптовой реализацией газетно-журнальной продукции. У них, кстати, тоже есть семьи.

К примеру, продавец закрытого на прошлой неделе киоска, расположенного на углу улиц Жандосова и Радостовца, многодетная мать, которая растит семерых детей. И без того ее мизерный заработок был ликвидирован только потому, что он, видите ли, не пришелся по вкусу акиму Байбеку.

И все это происходит на фоне затяжного кризиса в стране, когда каждое рабочее место на счету. Получается, что вместо того, чтобы помогать родным гражданам в нелегкое время, государство, которое в глазах жителей южной столицы ассоциируется с именем столоначальника Байбека, еще больше усугубляет их социально-экономическое положение.

Почти такая же ситуация сложилась в Астане, где аким Асет Исекешев потребовал убрать с левого берега Ишима почти все газетные киоски, по его мнению, портящие вид города на фоне ЭКСПО. А в это время гости и туристы, прибывающие в Астану, сбивая подошвы, днем с огнем и не могут купить газеты, чтобы узнать побольше информации о том же ЭКСПО.

Быть может, это саботаж со стороны градоначальников, действия которых направлены против политики президента Нурсултана Назарбаева? Ведь каждый ликвидированный газетный киоск – это точечный удар по политике главы государства на максимальную открытость Казахстана мировому сообществу, тем более – в стремлении нашего государства войти в тридцатку развитых стран мира. И в связи с такой, по нашему разумению, политикой саботажа курса президента Назарбаева акимами обеих столиц, у нас возникает естественный вопрос: а в курсе ли творящегося главный идеолог страны господин Марат Тажин? Или бразды идеологического правления у акимов типа Байбека и Исекешева гораздо сильнее, чем у него? Вопрос не провокационный, а логичный.

Кто-то может возразить: в век развития высоких технологий, Интернет вытесняет печатные СМИ. Отнюдь. В тех же США, странах Европы, в Японии и Китае, где дети рождаются чуть ли не с планшетом в руках, хорошо развиты сети продаж газет и журналов. Причем весь процесс опекается государством и существуют закрепленные международные нормы, согласно которым на 2000 человек должен приходиться 1 киоск.

Для сравнения: если во Франции и Германии на 1 киоск приходится 700 человек, то в Казахстане этот показатель равен 1 киоск на 7000 человек. Правительство той же России, озабоченное закрытием точек реализации печатной продукции СМИ, в этом году выделило дополнительные средства из федерального бюджета для их поддержания и открытия новых газетных киосков.

Старания же господ Байбека и Исекешева могут привести к тому, что положение печатных СМИ в Казахстане более ухудшится. Кстати, мы не стали докапываться до истины инсайдерской информации о том, что вместо якобы «нестандартного киоска» Байбек предлагает свои (или своих людей) за 3 миллиона тенге. Но откуда найдет такие деньги оптовик, у которого экземпляр газеты стоит не более 100 тенге? Он же не колбасой или турецким донером торгует…

Не хотелось бы верить, что уничтожение газетных киосков связано с целенаправленной работой органов власти по блокированию жизнедеятельности таких независимых СМИ, как «Общественная позиция», «Жас Алаш» и «Аңыз Адам», редакционная политика которых совершенно не по их вкусу. Но если это так, то не слишком ли высока цена проводимой акиматами Алматы и Астаны политики на уничтожение торговых точек по реализации печатных СМИ? Государство тратит миллиарды бюджетных тенге на организацию информационной политики президента и правительства через свои же СМИ, а тут же руками местных акимов эти миллиарды превращаются в пыль, типографскую макулатуру! Не саботаж ли это?! Я не говорю уже о титаническом труде журналистких коллективов, затратах на заработную плату, типографские услуги и пр.

… В августе 2017 года ровно два года, как акимом Алматы был назначен Бауыржан Байбек. Его приспешники со всех углов уже трубят о его невероятных достижениях. Но не узнают о них те граждане, кто привык получать информацию не с акиматовского сайта, а из печатных источников информации. Сайты – они сегодня есть, завтра окажутся недоступны, заблокированы. А газеты – они на века.

Ермурат БАПИ

About Zika1961