Home » Гвоздь номера » 100 ШАГОВ НАЗАД

100 ШАГОВ НАЗАД

«Общественная позиция»

(проект «DAT» №22 (386) от 8 июня 2017 г.

 

 

ВЗГЛЯД «ПОКОЛЕНИЕ» через призму модернизации


 

В суверенном государстве за все годы независимости все по-другому. Созданная Национальная комиссия по реализации программы модернизации общественного сознания при президенте РК работает без участия гражданского общества. Что это означает? Власть дала нам понять, что мы должны довольствоваться тем, что имеем, то есть об устранении негативных последствий пенсионной реформы речи не может быть. А ведь пенсионная система тоже осуществляется под видом модернизация! Однако итоги этой самой модернизации никто из чиновников не подводит.

 

Власть за эти годы не сделала ни одного шага навстречу простому человеку ни из 20 шагов («Социальная модернизация»), ни из 100 шагов («Пять институциональных реформ»). Пять лет назад в стране также широко обсуждалась статья Н.Назарбаева «Социальная модернизация».

Что изменилось за эти годы? Н.Назарбаев обещал, что ежемесячно будет отчитываться перед населением о выполнении этой самой социальной модернизации. Обещал и, конечно, как всегда, забыл! Отмечая 72-ю годовщину Победы, совет Ассамблеи народа Казахстан лестно отозвался: «Наши отцы и деды пережили тяжелейшие испытания, лишения и утраты. Их беспримерный подвиг вписан в историю нашей Родины как символ стойкости, высокого духа, мужества, братского единства и сплоченности».

Однако оказать материальную помощь к этой знаменательной дате в 10 или 30 тысяч тенге участникам трудового фронта у акима г.Алматы не нашлось средств. В других регионах страны, к примеру, в Кызылординской области, труженикам тыла выплатили по 113 450 тенге, а в Астане – 10 тыс. тенге. Как видим, в разных регионах все по-разному. Вот такая благодарность!

Законом «О пенсионном обеспечении в РК» от 20.06.1997 г. в нашей стране была провозглашена накопительная пенсиона система. Солидарная часть бывшего СССР в одночасье утратила силу. Интересно знать, будет ли страна отмечать 20-летие пенсионной реформы? За годы реформ сменилось 16 министров МТСЗН и около 8 премьер-министров. Кто в ответе за пенсионную реформу и ее модернизацию? По поручению главы государства была создана рабочая группа во главе с вице-премьером Кайратом Келимбетовым по совершенствованию пенсионной системы. Однако при разработке Концепции модернизации пенсионного реформирования до 2030 года рабочая группа не учла предложения «Поколения» и депутатов Светланы Ферхо, Айткуль Самаковой, Жармахана Туякбая и других. В накопительной пенсионной системе примеров по разбазариванию и «выбрасыванию в трубу» пенсионных накоплений можно привести очень много.

 

Нурсултан Назарбаев на 25-й сессии АНК отметил: «Благодаря конституционной реформе расширяем полномочия всех ветвей власти. В результате большие полномочия возложены на парламент, в том числе за социально-экономические вопросы. Комментарии излишни.

А каким нам запомнился парламент за 25 лет независимости Казахстана? Нам, старикам, жившим в социалистическом государстве, вспоминаются принципы работы парламента в советское время. А главное – устоявшееся определение «депутат – слуга народа». Так ли это в наше время? Кто сейчас знает в лицо депутата, за кого он голосовал?

Открывая первую сессию парламента 1-го созыва, президент говорил: «Мы с вами являемся участниками события, которое призвано стать знаменательной страницей в летописи Казахстана, в истории становления его государственности. По сути, мы стоим у истоков зарождения казахстанского парламентаризма в истинном цивилизованном понимании. Парламент является авторитетной площадкой для диалога по ключевым вопросам, волнующим граждан, диалога компетентного и уважительного». Ну и что сейчас решается на этой площадке?

Выступление главы государства на открытии третьей сессии парламента 5-го созыва: «Основной акцент сделан на системную работу парламента по реализации Стратегии «Казахстан-2050»; в портфеле парламента 35 законопроектов; наиболее актуальны законы о минимальных стандартах и гарантиях, о профсоюзах и предпринимательской деятельности».

Но разве законопроект о минимальных стандартах обсуждался в мажилисе? Нет, конечно! А Назарбаев, между прочим, на той сессии говорил: «Каждый из вас ни на минуту не должен забывать, что все мы – граждане одной страны, поэтому новый многопартийный парламент Казахстана должен стать не только площадкой плодотворных дискуссий, но и совместных конструктивных действий». А тем временем власть в парламенте захватила НДП «Нур Отан».

Но мы не забыли, как был избран первый парламент, когда Казахстан был на пороге демократии. Как потом с подачи Квятковской парламент разогнали. Видимо, в тот парламент, действительно, честно избирали и в него попало много депутатов, нежелательных для правительства.

В программе партии «Нур Отан» тоже все замечательно написано. Другое дело, что в парламенте должны работать действительно авторитетные, самые лучшие люди нашей страны – высококлассные эксперты в своих областях. Но, по слухам, депутатские мандаты продаются и покупаются, для одних место депутата – хорошая ступенька в карьере, для других позволяет отсидеться. У нас не ведется даже официальной статистики озвученных предложений, принятых или отклоненных. Надо, чтобы по этим данным можно было составить рейтинг депутатов и понять, кто из них самый достойный.

Зауреш Батталова, президент ОФ «Фонд развития парламентаризма в Казахстане»: «Представительские функции депутатов осуществляются крайне слабо. В парламенте всего три партии. Основная масса состоит из «Нур Отан», количество мандатов «Ак жола» и КНПК не позволяет провести в парламенте ни один вопрос по инициативе своих избирателей. Казахстан не является федерацией, как Россия, поэтому нам достаточно иметь однопалатный многопартийный парламент, в котором должны присутствовать партии, реально оппонирующие партии власти».

Газета «Панорама» (20.01.2012 г.): «Парламент 4-го созыва завершил работу. По мнению спикера сената Кайрата Мами, с этой повышенной ответственностью депутаты справились отлично: «Сенат работал без аврала, за 2 месяца принято около 60 законов, 95% которых составили законы от портфеля мажилиса. Парламенту 4-го созыва выпала особая историческая роль, поскольку именно на годы полномочий именно этих депутатов пришлись и кризисные годы. Казахстан первым из всех государств преодолел все негативные экономические и другие кризисы, и в этом большая роль парламента 4-го созыва».

 

Так ли это? Является ли парламент народной площадкой? Ряд депутатских запросов для пенсионеров старшего поколения заслуживает особого внимания, но, к великому сожалению, ни один из них не был выполнен правительством. Из шести созывов мажилиса парламента мы отмечаем мажилис второго созыва (спикер Жармахан Туякбай). Рабочая группа депутатов из шести депутатов проанализировала состояние пенсионного обеспечения в стране с 1992 года и выявила многочисленные ошибки и технические просчеты, допущенные МТСЗН при перерасчете пенсий в июне 2003 года. Выводы и рекомендации этой комиссии до сих пор находятся в Кабмине. За это время сменилось четыре премьера – И. Тасмагамбетов, С. Ахметов, К. Масимов, Б. Сагинтаев. Для всех них главным принципом стала поговорка: «Моя хата с краю, ничего не знаю».

При фракции партии «Нур Отан» был создан Социальный совет под председательством Айткуль Самаковой. Но ни в одной из ее статей, опубликованных в «Казахстанской правде» в разные периоды, не упоминаются проблемы, которые все эти годы поднимает «Поколение». Ни одно из 20 наших предложений по эффективности функционирования пенсионной системы не реализовано. Сам принцип отраслевой методики начисления пенсий является государственным преступлением. Минимальные пенсии получают те, кто раньше в советское время получал максимальные пенсии. Труд обезличен, все зависит от среднемесячной заработной платы по видам экономической деятельности, которая не предусмотрена ни одним законодательным актом РК.

Из статьи Самаковой в «Казахстанской правде» (15.11.2012 г.) «Слагаемые социального комфорта»: «Масштабная работа предстоит в связи с пересмотром национального законодательства в социальной сфере… Социальный совет уже направил предложение правительству об увеличении прожиточного минимума, который сегодня составляет в нашей стране около 17,5 тыс. тенге и отстает от показателей других стран с аналогичными экономическими условиями… Экономисты считают, что увеличение ПМ не станет причиной всплеска инфляции, напротив, увеличение доходов граждан будет стимулировать потребительский спрос, благоприятно скажется на отечественном производстве».

Голые фразы и ничего конкретного. О каком производстве может идти речь, когда у нас полстраны безработные, а если говорить о работающих. Где сейчас Алматинский ХБК, домостроительный комбинат, завод «20 лет Октября», завод им.Кирова, Каргалинский суконный комбинат и другие?

Депутатский запрос Дариги Назарбаевой («Казправда», 15.05.2012 г.): «Думаю, было бы правильно поставить на повестку дня вопрос по выработке и принятии «Казахстанского стандарта качества жизни». Сегодня в Казахстане в социальной сфере существует внушительный комплекс отраслевых стандартов, которые, как правило, не отвечают основным минимальным потребностям людей. Так, потребительская корзина казахстанца преимущественно составлена исходя из заданной величины ее стоимости, а не исходя из реальных потребностей человека. «Казахстанский стандарт качества жизни» мог бы включать в себя четко устанавливающие требования в области здравоохранения, образования, соцпомощи, обеспечения жильем».

Кстати, разработка «Казахстанского стандарта качества жизни» была предусмотрена в предвыборной программе партии «Нур Отан». Но обманули нас нуротановцы!

 

Да, государство наше сформировалось и признано на мировом уровне. Но задавался ли кто вопросом, что государство дало своему народу, какие блага? В случае войны на призыв «За Родину! За Назарбаева!» поднимется ли народ за такое государство?

Теперь о дискуссиях по поводу повышения пенсионного возраста женщин. Общество выступило против повышения, но несмотря на это, на законодательном уровне благодаря вмешательству главы государства, якобы он следил за дискуссией в обществе, с 1 января 2018 года внесено изменение об увеличении пенсионного возраста, прибавляя ежегодно по полгода и к 2027 году женщины буду выходить на пенсию наравне с мужчинами в 63 года.

В связи с плохим здоровьем нам приносят пенсии домой. Посмотрите ведомости, в которых вы расписываетесь. Там почти нет мужиков-пенсионеров. Они, что, передохли? Куда еще увеличивать их возраст выхода на пенсию?

С благодарностью мы вспоминаем наиболее интересные выступления депутатов сената РК Гани Касымова (газета «Караван»): «Во время презентации проекта закона о модернизации пенсионной системы выяснилось сокращение солидарной части при усилении накопительной и обязательной добровольной частей, как это практикуется во многих странах. Когда мы меняем основу системы, при этом ничего не объясняя людям, не информируя их (а как я понял, даже сами члены правительства не шибко подкованы в этом вопросе), то создается мнение, что продвигается некая идея с неизвестным автором. Поэтому я поставил первый вопрос – кто будет нести ответственность за провал нынешней пенсионной системы, которая действует с 1998 года? Известно, что она базируется на солидарной и накопительной системах. Теперь выясняется, что к 2023 году нагрузка этой пенсионной системы на бюджет будет измеряться в 18,6 млрд долларов. Это колоссальная цифра. Это полный крах пенсионной системы. «Кто автор?» – спросил я на презентации. К сожалению, мой вопрос остался без ответа…».

 

Возвращаясь к статье Н.Назарбаева о социальной модернизации. В ней особое внимание отводится авторитету Человека труда. Однако, если увязать сказанное с пенсионным обеспечением, то говорить об авторитете Человека труда не приходится. Для потенциальных и будущих пенсионеров трудовой вклад с 1998 года не учитывается. Закон не просто не справедлив, он носит дискриминационный характер. По отношению к состоявшимся пенсионерам дискриминация проявляется по разным признакам: работали на низкодоходных предприятиях или выходили на пенсию в 90-е годы, т.е. в годы наивысшей инфляции и т.д. Многочисленные нарушения конституционных прав и свобод налицо, особенно это касается пенсионеров старшего поколения, которых по праву называют «дети войны». В отношении них нарушены статьи, касающиеся: недопущения социальной розни, права на жизнь, а также унижающего человеческое достоинство обращению или наказанию и т.д. По этим признакам назначаются минимальные пенсии, несмотря на все их трудовые заслуги, ордена и медали, неутомимый вклад в развитие страны, а также трудовой стаж работы. В течение 15 лет правительство даже не извинилось перед старшим поколением за многочисленные ошибки. Труд миллионов пенсионеров обезличен. Достойная старость будущего поколения остается под большим вопросом.

Выступая на открытии сессии парламента 3 сентября 2012 года, президент Н.Назарбаев подчеркнул: «Казахстанцы с воодушевлением восприняли поставленные мною задачи по социальной модернизации. Рост показателей в сфере социального обеспечения за два десятилетия более чем красноречив».

Какие достижения имел в виду глава государства? Сейчас пенсионеру не за что купить лекарство от давления. Пенсионеру предлагают оглушительно дорогое лечение!

В президентской статье «Социальная модернизация» говорится: «Объективно Казахстан приблизился к качественному уровню социального развития среднеевропейских стран мира». А кто живет на этом уровне? Депутаты, акимы, министры, чиновники и прочие, но не простой народ.

Для сравнения приведем РФ, где минимальная и средняя пенсии выше наших в два раза. Средняя пенсия по возрасту там составляет 9700 руб. (50 тысяч тенге в 2012 году), а минимальная – 35 тыс. тенге против наших 17 400 тенге и 30 500 тенге средняя. За счет различных доплат на сегодня размер пенсии может достичь до 15–18 тыс. руб. (91 500 тенге). В годы кризиса Россия не урезала пенсии, а только повышала их. В газете «Комсомольская правда» опубликован проект новой пенсионной системы РФ для широкого обсуждения с народом. Чиновники и эксперты спорят, быть ли в России накопительным пенсиям? При этом пенсионная система там будет развиваться при сохранении существующей модели солидарной пенсионной системы. Из последних сообщений о РФ мы узнали, что работающим пенсионерам вернут индексации пенсий, которым они не повышались в 2016 и 2017 годах. Это называется порядочностью со стороны властей в РФ. Не то, что в нашей стране.

В 2005 году было постановление правительства, в котором предусматривалось провести ревизию личных дел пенсионеров до 1937 года рождения в целях выявления, кто работал в детстве в фонд обороны. Со всех взять заявления и начислять дополнительно к пенсиям по 4500 тенге пособия как труженикам тыла. Но это распоряжение не выполнено.

В 2013 году вышло постановление правительства №504 об оказании материальной помощи каждые полгода по 15 тысяч тенге, кто получает минимальные пенсии. Тоже не выполняется. Следует отметить, что именно эта возрастная категория пенсионеров в лихие 90-е годы увольнялась с производства, которые закрывались. Как только они обращались с заявлением на получение пенсии, с них спрашивали справку о доходах за три года с 1995 года! Где взять такую справку, когда весь Советский Союз был безработный?

 

Истинная картина бедности в стране сильно искажена. Согласно статистике, на 1 октября 2012 года в стране бедных насчитывалось всего 100 тыс. человек. Получателей пособий и пенсий в нищете живет около 90% от общего количества, в том числе и ветеранов труда. Ведь в нашей стране для этой категории нет льгот, как в РФ. Закон РФ «О ветеранах труда» предусматривает социальную поддержку ветеранов: пенсионное обеспечение, выплата пособий, получение ежемесячной денежной выплаты, получение и содержание жилых помещений, оплата коммунальных услуг, медицинское, протезно-ортопедическое обслуживание. Специальным законом предусматривается порядок присвоения звания «Ветеран труда». РФ сохранила пенсионное обеспечение СССР и привела его в соответствие с международными стандартами. Президент РК Н.Назарбаев же призывает нас быть «мудрыми». Как мы понимаем это: не «возникать», о проблемах не выступать, довольствоваться тем, что имеем. А как же наше конституционное право?

18 мая 2017 года мажилис парламента одобрил поправки, повышающие пенсии и пособия граждан Казахстана, озвученные министром Тамарой Дуйсеновой, без всяких замечаний. Для чего в стране проводилась конституционная реформа, коль все остается все по-прежнему? Наши комментарии.

Величина прожиточного минимума, согласно прогнозу, вырастет с 24 459 тенге сейчас до 28 850 тенге с 1 января 2018 года – меньше 100 долларов. Согласно Посланию главы государства от 31.01.2017 года, правительству поручено пересмотреть величину прожиточного минимума, который должен соответствовать реальным потребительским расходам казахстанцев. Опять очередное невыполнение Послания. Черта бедности будет составлять 1,2 доллара в день. Это означает, что проблема бедности у нас не решится в ближайшее время.

Минимальный размер пенсии с 1 января 2017 года 40 959 тенге, с 1 июля 2017-го вырастет на 4 761 тенге. Средний размер пенсии с 1 января составляет 59838 тенге, а с 1 июля – 66 676 тенге, т.е. рост на 6 839 тенге. Максимально учитываемый доход для исчисления пенсий по возрасту увеличивается с 41 до 46 МРП. Однако это коснется лишь только новых потенциальных пенсионеров и так называемых лжепотенциальных из числа состоявшихся, которым все эти годы осовременивали пенсии с учетом повышения максимально учитываемого дохода с 25 до 46 МРП. В то же время основной части дореформенных пенсионеров пенсии были пересчитаны из расчета 15 МРП в 2003 году, т.е. из дохода 13 080 тенге. В настоящее время минимальные пенсии получают со стажем в 40 и более лет и со стажем 20 и 25 лет. Состоявшиеся пенсионеры (дети войны) оказались жертвами пенсионного беззакония.

Пенсии по возрасту лжепотенциальных пенсионеров составит с 1.07.2017 года со стажем 35 и 40 лет – 78 281 тенге (104 374 х 0,75). Пенсии по возрасту новых потенциальных пенсионеров со стажем 20 и 25 лет – 62 624 тенге.

Состоявшиеся пенсионеры с трудовым стажем 40 и более лет, пенсии которых начислены по отраслевой методике, их пенсии по возрасту с 1.07.2017 года: на уровне минимальной, т.е. 31 245 тенге. Разница на 47 036 тенге (78 281–31 245). Вывод напрашивается следующий. Страна движется вперед, оставляя ряд нерешенных проблем.

 

В заключение приведем еще одну цитату главы государства: «Постоянное улучшение социального самочувствия казахстанцев, всех слоев и социальных групп казахстанского общества является и будет оставаться на первом плане государственной политики». При наличии стольких нерешенных проблем об улучшении самочувствия говорить не приходится. На основании вышеизложенного можно судить, соответствуют ли слова президента действительности или президента обманывают так же, как и пенсионеров?

Мы уверены, что эдак лет через 50 эта политика власти войдет в историю как государственное преступление. Это, пожалуй, последняя аналитическая статья «Поколения» о соцзащите народа. Писать в органы государственной власти нет смысла. Не то правительство и не тот парламент, да и жизненные принципы у наших чиновников не те! Нет у них таких убеждений, как пелось в известной песне: «Я люблю тебя, жизнь, и хочу, чтобы лучше ты стала!». За более чем 25 лет в отношении пенсионеров наша власть не сделала ни одного из «100 шагов» вперед.

Ирина САВОСТИНА,

Ольга ЛИГАЙ

About Zika1961